Лекарства Древнего Египта

Лекарства Древнего Египта

Лекарства Древнего Египта

Перейти на неадаптивную версию сайта Разделы: лекарственные растения Расшифровывая древнеегипетские папирусы, возраст которых более трёх тысяч лет, учёные узнают, чем лечили египтян их врачеватели, и находят много лекарственных растений, используемых людьми и сегодня для поддержания своего здоровья.

За тысячу лет до «отца медицины», грека Гиппократа, существовала медицина Древнего Египта. О ней учёные узнают из сохранившихся с тех далёких времён папирусов. Расшифровывая тексты, они находят много известных и сегодня трав, помогающих людям справляться с недугами.

Но есть много неизвестного, что ещё предстоит понять и осознать

Папирус Эберса

Папирус Эберса, возраст которого предположительно равен 3550 годам, найден во второй половине XIX века в фиванском некрополе. Он носит имя своего первооткрывателя, египтолога Георга Эберса.

В 19-метровом папирусе почти 900 самостоятельных текстов, напоминающих современные рецепты приготовления лекарств, практические рекомендации по их использованию и даже небольшой трактат о сердце и сосудистой системе человеческого организма.

Найдены и другие папирусы, из текстов которых видно, что древние египтяне умели лечить, либо удалять больные зубы; что были различные способы лечения травм и женских болезней. В качестве целительных средств использовались растения, вещества органического происхождения и минералы.

Чем лечили в Египте

Мёд Во все века пчёлы готовили целительный мёд, которым пользовались люди. Мёдом залечивали раны воинов и травмы строителей. Мёд помогал лучшей работе пищеварительной системы.

Колоцинт

Колоцинт — разновидность арбуза, которую ряд ботаников считают предком современных культурных арбузов. Когда колоцинт недозрелый, он похож на наши астраханские полосатые арбузы. Созрев, он больше смахивает на тыкву, как бы подтверждая свою принадлежность семейству Тыквенные. Такие колоцинты росли в Древнем Египте и участвовали в исцелении людских недугов. Под жёлтой кожурой спелого арбуза скрывается белая мякоть, богатая гликозидами, белками, смолами и пектинами, и действующая на человека как слабительное средство. Кроме того, мякоть стимулирует работу печени, а ещё в компании с другими веществами врачует от болезни «водянка». Многочисленные семена, уютно располагающиеся в мякоти съедобны, хотя и очень горькие. Они славятся большим содержанием жирного масла и белками. Семена употребляют в пищу и отжимают из них масло. О способностях колоцинта знали в Древнем Египте и использовали большие ягоды в целительстве.

Клещевина

В качестве слабительных средств помимо колоцинта использовали и касторовое масло, которое получают путём холодного прессования из семян растения «клещевина», ставшим в последнее время очень популярным на российских дачах, а также на придомных городских газонах. Лекарственные средства из колоцинта и клещевины делали на основе инжира (смоковница, фиговое дерево) и отрубей злаковых растений.

Белена чёрная

Белена чёрная, растущая сегодня вдоль автомобильных дорог в Хургаде и являющаяся ядовитым растением, использовалась древними египтянами при коликах, утихомиривая боль и снимая болезненные спазмы. Благодаря своим способностям, Белена чёрная и сегодня продолжает помогать людям справляться с болью, если применять её в дозируемых количествах.

Сельдерей и шафран

Сельдереем и шафраном египтяне лечили ревматизм, который и сегодня настигает людей, особенно в детском и старческом возрастах. Современные фармацевты изучают возможности данных растений, чтобы воспользоваться опытом древних цивилизаций.

Пряности

Такие пряности, как кориандр и кмин тминовый (кумин, тмин), которые сегодня есть в запасниках у каждой хозяйки, в Древнем Египте использовали при проблемах с кишечником и для усиления желудочной секреции. Кориандр ещё способен утихомирить боль, помочь отойти желчи, смягчить кашель.

За то, что мы сегодня активно пользуемся перечисленными лекарственными растениями, мы должны быть благодарны древним египтянам.

Темы: лекарства древнего египта ТатаДм ТатаДм
статьи:  +27
Код для вставки

на тему «Лекарственные растения»

Расскажите о нас друзьям: Самый крупный зубчик чеснока Сейчас на сайте: 2
Зарегистрировано: 73742 Василек

Источник: https://www.asienda.ru/lekarstvennye-rasteniya/lekarstva-drevnego-egipta/

Древнеегипетская медицина

Лекарства Древнего Египта

Двадцатипятилетний египтянин по имени Птахор, живший во II тыс. до н. э., был скульптором и трудился над украшением стен одной из гробниц Долины царей. Однажды Птахор переел на ночь бобов и утром не смог выйти на работу, так как у него болел живот. В «рабочем городе», где жил Птахор и другие строители (совр.

Дейр эль-Медина), был свой врач, в обязанности которого входило лечить мастеров. Врач пришел, и Птахор пожаловался ему на боль в животе. Врач вспомнил, что говорят об этом папирусы, возложил руку на живот Птахора и обнаружил, что живот того подобен литаврам.

«Так, это либо бог Сет, соединившийся с тобой во сне и заставивший тебя забеременеть от своего ядовитого семени, либо ты переел бобов на ночь и это оцепенение еды, — решил врач. — Тебе надо принять зерна фиников, отжатые в старом пиве, и я прочитаю четыре раза изгоняющие заклинания».

«О, лекарь, повтори, пожалуйста, что ты сказал, я не расслышал тебя», — попросил Птахор. «Ты еще и глухой в придачу. Тебе надо взять красную охру, лист дерева има, тонко измельчить в свежем масле бехен и наложить на ухо». «Спасибо тебе, лекарь! — воскликнул Птахор.

— И раз уж ты пришел сюда лечить меня, посмотри, у меня на ноге появилось какое-то пятно, красное, словно Нил в период разлива». «Птахор, да ты достал уже! Иди и обмажься калом гиппопотама!». В общем, Птахор выздоровел и вернулся к работе, и все у него было хорошо, даже до сорока лет дожил и внуков дождался.

Древнеегипетская медицинская система считается древнейшей из записанных.

От цивилизации Древнего Египта остался целый жанр — «медицинские папирусы» — по сути полноценные медицинские трактаты, и это не считая художественных произведений, биографий и хроник, дополняющих общую картину мелкими деталями.

Источники позволяют нам установить, что египтяне страдали от самых разных болезней и скрупулезно их описывали, пытались найти от каждой лечение, но болезни с неявными симптомами представляли для них загадку.

В медицинских папирусах упоминаются сотни различных болезней и методов лечения. Кроме того, если египетский мастер прогулял работу, его заставляли писать объяснительную и брать больничный в поликлинике, в этих объяснительных часто попадается болезнь под названием «песок попал в глаза».

Знаменитый Папирус Эдвина Смита — один из самых значимых медицинских папирусов. Около 1550 г. до н.э. Содержит рациональные приемы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, дает рекомендации по их лечению и прогноз в выздоровлении.

Описываются следующие процедуры: закрытие раны со швами (для ран губ, горла и плеча), профилактика и лечение инфекции с медом, и остановка кровотечения сырым мясом.

Кстати, то, что издалека слегка напоминает арабский, — египетская иероглифическая скоропись.

Вообще медицинские папирусы жанр интересный. Мы можем датировать каждый конкретный список довольно точно, но остается только догадываться, насколько древний сам текст. Древнеегипетская культура была не самой динамичной из известных, так что знания накапливались, вероятно, веками, если не тысячелетиями, переписываясь снова и снова.

Лечение в Древнем Египте представляло собой крепкий синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». В разных папирусах разное соотношение магии и науки, например, в папирусе Смита всего одно заклинание —  от чумы.

Встречаются и источники, утверждающие, что магия действенна сама по себе. Магия, как ни странно, заключалась в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь.

То есть диагностика заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.

Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила.

Благодаря папирусам, нам известны сотни, если не тысячи рецептов древнеегипетских лекарств. Некоторые из них довольно простые:

Другое средство для желудка: мед 1; масло «бехен» 1; смола теребинфа 1; вино 1; приготовить в качестве массы, сварить, съесть.

Другие содержат до нескольких десятков различных ингредиентов разной степени вменяемости:

Другое (средство): сандарак 1, смола «меншу» 1, растение «аам» 1; измельчить в единую массу. Затем ты должен найти семь камней; ты должен нагреть их в огне; ты должен взять один из них и положить на него некоторое количество этого средства.

Затем ты должен накрыть его новым сосудом, дно которого просверлено; в это отверстие ты должен вставить тростниковую трубочку; свой рот ты должен приложить к этой трубке, чтобы глотать средство. Подобное (проделать) по отношению к каждому камню! Затем ты должен съесть нечто жирное в форме жирного мяса или масла или жира.

Лечили египтяне в буквальном смысле всеми подручными средствами, начиная от самых тривиальных (мед, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и далее до бесконечности) до более чем экзотических (частицы «небесного железа», метеорита — самого дорогого материала в Древнем Египте).

Особым ингредиентом древнеегипетских лекарственных средств было дерь экскременты разных животных, в том числе человека и даже мух (што? кал мух — грязь, соскобленная со стены). Современные врачи сильно скептически относятся к этому компоненту и полагают, что вреда от него было сильно больше, чем пользы.

Коробочка для косметических приблуд царицы Ментухотеп, жены фараона Джехути, ок. 1600 до н.э.

Египетская медицина была тесно связана не только с магией, но и с косметологией. Почти все многочисленные баночки-скляночки-лопаточки под мази и прочие косметические приблуды, о которых можно почитать в этом посте, могли с тем же успехом относиться к медицинским средствам. Например, египтяне отчего-то очень любили лечиться краской для глаз. Разные цвета для разных болезней:

Приходит зеленая краска для глаз, истечение из глаза Хора, истечение, вышедшее из Осириса. Зеленая краска для глаз уже устранила воду, гной, кровь, слабое зрение, слепоту, сокрытие, воздействие бога, мертвеца, мертвой, мужских болезнетворных демонов, женских болезнетворных демонов, (вообще) всех злых вещей, находящихся в глазах (продлить по способностям).

Сказать над зеленой краской для глаз; размельчить с продуктом брожения меда; измельчить с кипрской травой; наложить на глаз. Действительно превосходно!

Обрезание мужчин было нормой, как писал Геродот в своей «Истории».

Хотя эффективность этой процедуры редко упоминалась, её отсутствие в других культурах часто отмечалось: об отсутствии обрезания у либерийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует об их непривычности.

Правда, другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей.

Визуализация инструкции по переноске больного.

О хирургии в Древнем Египте нам известно мало, это скорее предмет спекуляций. Египтяне практиковали бальзамирование, при котором внутренние органы трупа извлекаются и помещаются отдельно, то есть можно предположить, что египтяне примерно представляли анатомическое устройство человека, однако не знали функций каждого органа.

Например, органом мышления и вообще самым важным ограном человека считалось сердце, как единственный орган, ощутимо реагирующий на происходящее, и его обычно оставляли в груди.

Так, например, не особо понятно, что означают «забывчивость сердца, бегство сердца и уколы сердца» — то ли забывчивость, бегство мыслей и угрызения совести, то ли нерегулярный пульс, приступы слабости и колющие боли.

Бронзовые инструменты для бальзамирования. 600—200 гг. до н.э. Мозг, кстати, удалялся через нос при помощи специальной трубочки.

Я придерживаюсь мнения, что основной раздел хирургии сегодня для нас — полостные операции, был в древности недоступен. Если считать удаление аппендицита самой простой из полостных операций, то первое задокументированное проведение — XVIII век.

(Хотя сама идея была и раньше, как с кесаревым сечением).

Однако что знала хирургия древности? Вправление переломов, наложение повязок, вскрытие гнойников, прижигание и зашивание поверхностных ран, относительно простые операции на глазах (удаление катаракты тонким бронзовым лезвием), и те же кастрация и обрезание.

В «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигшей кости черепа», врачу предлагалось действовать следующим образом:

«Если ты обследуешь человека, имеющего зияющую рану головы, достигшую кости черепа, тебе следует положить руку на рану и ощупать ее. В результате ты обнаружишь, что череп больного не поврежден. Тебе следует сказать в отношении этого больного: он имеет зияющую рану головы; эту болезнь я вылечу».

При лечении этой раны папирус предлагал врачу предпринять разумные и осмысленные меры:

«Тебе следует перевязать рану, положив на нее свежее мясо в первый день; при перевязке тебе следует использовать две полоски полотна, затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления».

По-другому рекомендовалось поступать в «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигающей кости черепа и расколовшей его». Это было гораздо более серьезное повреждение, и обследовать пострадавшего требовалось куда более тщательно. Хотя диагноз был более серьезным, все-таки в лечении можно было попытаться достигнуть успеха, и поэтому в папирусе врачу давался такой совет:

«Тебе следует сказать: эту болезнь я буду стараться вылечить. Когда ты определишь, что череп больного расколот, тебе не следует делать перевязку. Удобным для больного является положение сидя. Сделай ему из чего-либо твердого, как кирпич, две опоры и наблюдай за ним, пока не пройдет критический момент. Тебе следует втирать жир в район головы, шеи и плеч».

Как видим, очень часто лечение тяжелых ран сводится к вполне разумным советам: подождать, не пройдет ли само, главное — не мешать, все равно ничем не поможешь. Эффективность такого лечения, впрочем, была на совести эволюции, а не самого врача.

Протез большого пальца из дерева и кожаное крепление; вероятно, использовался для облегчения ходьбы.

Отдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства египтян было плохим из-за слишком грубого помола зерна.

Уже к тридцати годам зубы стирались до треугольных «пенечков», а к старости — до самых десен. Стоматологические заболевания могли быть даже причиной смерти.

Больной зуб, как правило, удалялся, в качестве обезболивающего использовался опиум.

Кстати, выглядит круто. Правда, не имеет никакого отношения к египтянам. Эту модель якобы древнеегипетской стоматологической помощи сделал один европейский врач на рубеже XIX-XX веков. Где он такое видел, пояснить не смог. Ни одной мумии с подобными стоматологическими манипуляциями обнаружить не удалось.

История медицины Древний Египет Длиннопост

Источник: https://pikabu.ru/story/drevneegipetskaya_meditsina_5021634

Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки

Лекарства Древнего Египта

Египетская культура возникла за несколько тысячелетий до нашей эры. Источниками для изучения медицины и фармации того времени явились письменные памятники. 

Многочисленные изображения растений и записи о них были найдены на стенах храмов и гробниц. Но особенно ценные сведения были обнаружены в древних памятниках письменности — египетских папирусах.

Самый большой папирус — 20,23 метра — относится к 1570 года до новой эры и был Найден в 1872 году. Он получил название «папируса Эберса» по имени немецкого ученого Эберса, который изучал этот папирус.

 

На 110 страницах папируса написан огромный трактат по медицине. В нем приведены рецепты для лечения заболеваний дыхательных путей, уха, горла, носа, ожогов, глазных и кожных болезней. Рецепты, как правило, содержат большое число ингредиентов (до 37).

Часть текста древнеегипетского папируса главным образом растительного происхождения. Наряду с этим встречаются минеральные вещества — сера, сурьма, сажа, глина, селитра, а также вещества животного происхождения. Пчелиный мед считался эффективным средством при заболевании глаз. 

Лекарственные средства классифицировались по фармакологическому признаку (слабительные, рвотные и т.д.). Древнеегипетские врачи считали, что многие болезни возникают от избытка пищи, и рекомендовали регулярно в третий день каждого месяца принимать слабительные средства. 

В числе лекарственных форм в Древнем Египте были известны отвары, пилюли, мази, примочки и т. д. При изготовлении лекарств пользовались настаиванием, процеживанием, отвариванием, измельчением, просеиванием.В папирусах трактовались вопросы о строении человеческого тела, симптомах болезней, приводились другие медицинские сведения. 

При исследовании больных применялись осмотр, ощупывание и выслушивание.Жрецы, в руках которых находилась медицина в Древнем Египте, Тщательно скрывали от народа происхождение и истинные названия применяемых ими лекарственных средств присваивая им условные названия во многих случаях по имени различных богов. 

Врачебное искусство древних египтян было заимствовано у вавилонян. Многие рецепты папируса Эберса были известны врачам Вавилона задолго до написания этого папируса. Вавилонские рецепты состояли из трех частей: в первой указывался перечень лекарственных растений, во второй — болезни, при которых они применяются, в третьей — способ применения растений. 

Медицина и фармация Древней Греции многое заимствовали из египетской медицины и фармации и в свою очередь оказали большое влияние на развитие медицины и фармации на Западе. Медицина Древней Греции была тесно связана с религией.С VII века до н.э. в Греции начинает развиваться храмовая медицина, возникшая на почве культа Асклепия (Эскулапа). 

Началом культа послужил миф, в котором обожествлялась личность давно умершего царя Фессалии Асклепия, славившегося своим врачебным искусстном. В VII веке до н.э. в греческих городах стали возникать храмы в честь Асклепия — асклепийны. Жрецы асклепийонов не только возносили молитвы в честь Асклепия, но и лечили стекавшихся отовсюду больных. 

Храмовая медицина была основана на системе внушения. Больной постом и молитвами подготавливался к вещей ночи, которую он должен был провести в помещении храма. Сон, увиденный больным в эту ночь, считался внушением свыше и толковался жрецами с целью выяснения воли богов и назначения способа лечения. 

Наряду с асклепийонами в Древней Греции — существовали общинные больницы, в которых врачи принимали пациентов и оказывали им необходимую медицинскую помощь. 

Одно из помещений такой больницы отводилось для хранения лекарственных средств и называлось apotheke (от греческого аро — от и theke — ящик). Так в Древней Греции называли хронилища редких или ценных вещей. Из древней Греции термин «аптека» распространился впоследствии во многие страны мира и стал означать специализированные предприятия по изготовлению и продаже лекарственных средств. 

Асклепий изображался с большим посохом, вокруг которого обвилась змея. Впоследствии змея стала эмблемой здоровья и медицины. Считалось, что Асклепий имел двух дочерей, которые занимались врачеванием.

Гигиея прославилась профилактическими советами и считалась богиней здоровья (отсюда произошел термин «гигиена»). Другая дочь Панацея была покровительницей лекарственной терапии. Она якобы могла излечивать от всех болезней. Ее имя стало нарицательным.

Панацеями стали называть лекарственные средства, которым приписывались целебные свойства при всех болезнях.

Источник: http://www.ecopharmacia.ru/publ/istorija_farmacii/istorija_farmacii_drevnego_mira/razvitie_lekarstvovedenija_drevnego_egipta_i_grecii/30-1-0-689

Медицина и фармация древних цивилизаций

Лекарства Древнего Египта

Предыстория человечества начинается приблизительно 25 — 14 млн лет назад (эпоха миоцена). Вид Homo sapiens сформиро­вался приблизительно 350 — 200 тыс. лет назад, а вид Homo sapiens sapiens появился приблизительно 40 — 35 тыс. лет назад.

В период неолита, характеризовавшийся началом обработки земли и продолжавшийся около 7 тыс. лет до н. э., были заложены материальные и духовные основы древних культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и Америки. Коренное изменение матери­альной, художественной и религиозной сторон жизни людей про­изошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к 3-му тысячелетию до н. э.

Древняя Месопотамия (конец 3-го тысячелетия до н. э. до VII в. до н. э. )В Древней Месопотамии право изготавливать лекарства имели люди, принадлежавшие к высшей касте священнослужите­лей (жрецы).

Важную роль в процессе излечения имели амулеты и талисманы. Первым источником, содержащим прописи для изго­товления лекарств, считается клинописная табличка, обнаружен­ная при раскопках в г.

Нипур (Шумер — Южная Месопотамия), которая содержала 15 рецептов (3-е тысячелетие до н. э. ).

Древний Египет (3000332 гг. до н. э. ).Создание всей духов­ной жизни Египта египтяне приписывали богу Тоту — богу муд­рости, счета и письма, покровителя медицины. Его называли «Ф-ар-маки» — избавитель, целитель, защитник. Отсюда, пред­полагают, и произошло название «фармация».

В Египте около 1550 г. до н. э. была составлена «Книга изготов­ления лекарств для всех частей тела», впоследствии получившая название «Папирус Эберс» (по фамилии археолога, открывшего папирусы).

В папирусах описаны лекарства из растений и средств живот­ного происхождения (женское молоко, мускус, амбра, бобровая струя, змеиный яд, молоко коз, бычья и рыбья желчь, печень, мед, жиры, мозг, кровь и экскременты различных животных и др. ). Всего в них содержится около 900 рецептов (прописей) ле­карственных средств.

Древнеегипетские медики полагали, что в возникновении бо­лезней виноваты злые духи и вредные вещества, содержащиеся в

пище, поэтому очень распространены были рвотные, мочегон­ные, слабительные, потогонные средства и очистительные про­цедуры.

В текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполне­ние которых должно было сопровождать изготовление и примене­ние лекарства.

Основные приемы изготовления лекарственных препаратов (микстур, отваров и др. ) были сходны с приемами приготовления пищи.

Мази изготовляли на жировой основе, чаще всего для этого использовали ланолин, который получали из шерсти овец, вы­полняя ряд последовательных операций: кипячение, промывание смеси морской водой, фильтрование продукта, отбеливание на солнце. Масла извлекали путем выдавливания из оливок, миндаля, орехов, плодов кунжута, эфирные масла — из цветов при обычной или повышенной температуре, используя для этого оливковое или ореховое масло. Так получали, например, розовое масло.

В папирусе из Кахуна (2200 — 2100 или 1850 гг. до н. э. ) содержит­ся пропись противозачаточного пессария (тампона из шерсти, про­питанного лекарственной смесью), в состав которого входят листья акации, мелко растертые с финиками и медом.

Современные иссле­дователи считают эту пропись рациональной — акация содержит камедь, которая при растворении образует молочную кислоту — один из основных компонентов современных противозачаточных средств.

Для женщин, например, готовили пилюли с медом.

В «Папирусе Эберса» описаны косметические средства (для раз­глаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и др. ). Древнееги­петские косметические средства обладали высокой стойкостью, не раздражали кожу, а иногда оказывали противовоспалительное и фотозащитное действие.

Древняя Индия (2500 г. до н. э. — 700 г. н. э. ). Древний Китай, Тибет.Фармация Древней Индии, Древнего Китая и Тибета на­ходилась на достаточно высоком уровне и имела много общего с древнеегипетской. Изготовление лекарств также было преиму­щественно сосредоточено в руках служителей культа (жрецов, браминов, лам), императоров.

В отличие от фармации Древней Индии в Древнем Китае было широко распространено изготовление препаратов из органов жи­вотных. В Китае за 1000 лет до н. э. умели обрабатывать и приме­нять оспенные струпья человека в целях профилактики оспы. В Европе прививки от оспы стали делать только в XVIII в.

В Китае в XV—XI вв. до н. э. была создана древнейшая фармако­пея мира «Трактат о корнях и травах Шень-Нуна», в которой со­держится описание 365 лекарств растительного, животного и ми­нерального происхождения. Позднее, в 502 г., в Китае была со­ставлена великолепная фармакопея в 7 томах, содержащая рецеп-

ты из 70 видов лекарственных растений, пантов оленей, различ­ных лекарственных веществ (камфоры, ртути, серы и др. ).

Предупреждению болезней в Древнем Китае придавали очень важное значение. В «Трактате о внутреннем» говорилось, что муд­рый лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это — все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучает жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой.

В древней тибетской медицине перечень лекарственных средств также был достаточно обширный — около 1 тыс. Методы изготов­ления препаратов тогда были достаточно примитивными, элемен­тарной была и механизация процессов. Так, прессование (выжи­мание) проводилось при помощи мешка, на который помещали доски, камни и т. п.

В восточной медицине для изготовления лекарств в основном использовали растения — 700 — 900 видов. Особое значение при­давали лекарствам из корня женьшеня. Их называли «чудом мира», «даром бессмертия». Не меньшей популярностью пользовался ко­рень солодки, который в различной обработке входил практиче­ски во все препараты тибетской медицины.

В лекарственных препаратах часто применяли пепел костей животных, препараты из драгоценных камней; свинец, олово, цинк, мышьяк и др. Особым почетом пользовалась ртуть.

Даже существовало изречение: «Врач, знакомый с целебными свойства­ми корней и трав — человек, знакомый со свойствами ножа и огня — демон, знающий силу молитв — пророк, знакомый со свойствами ртути — бог».

Золото и серебро, подвергнутые особой обработке, применяли как общеукрепляющие средства.

В древних Египте, Китае, Индии, Тибете широко использова­ли такие лекарственные формы как пилюли, мази, пластыри, примочки, припарки. Выжимали сок из растений, готовили на­стои, отвары и другие лекарственные формы. Встречались пропи­си очень сложного состава. Например, в пропись препарата для лечения туберкулеза легких входило 43 ингредиента (пропись ме­дицины Древнего Тибета).

Древняя Греция (конец 3-го —конец 2-го тысячелетия до н. э. — 30-е годы IV в.30 г. до н. э. ).Изготовлением лекарств в Древней Греции занимался врач при помощи рабов.

Собственно фармации еще не существовало. Средства, применявшиеся врачами Древней Греции, имели много общего с препаратами, описанными в «Па­пирусах Эберса». Операции дозирования были весьма приблизи­тельными.

Гораздо позднее, в 1140 г., была составлена первая в Европе фармакопея (г. Салерно, Южная Италия) под названием «Анти-дотарий», которая ввела в практику единицы аптекарского веса (позднее — массы), применявшиеся до появления метрической

системы мер. Предварительно были проведены исследования, по­зволившие установить, какому количеству лекарственного сред­ства соответствуют применявшиеся ранее термины: «крупинка», «щепотка», «горсточка». Была установлена единица весовой сис­темы — гран — масса пшеничного зерна (0, 0625 г. ).

Греческая фармацевтическая техника была уже на более высо­ком уровне, чем египетская. Грекам был известен метод очистки воды методом дистилляции. Каждый врач имел свои запасы ле­карственного сырья, которые хранились в специально отведен­ном для этого месте (от греч. apoteca — кладовая, амбар). Отсюда возникло название «аптека».

Гиппократ — основатель научной медицины, самый знамени­тый врач античности. Основным источником сведений о состоя­нии медицины в Древней Греции является сборник Гиппократа (ок. 460 —ок. 370 гг. до н. э. ).

Согласно учению Гиппократа здоровье человека зависит от правильного сочетания четырех телесных со­ков: крови, мокроты, желтой и черной желчи, нарушение кото­рого ведет к болезни.

Гиппократ призывал лечить больного, а не болезнь, придавая большое значение лечению природными сред­ствами. Гиппократ считается образцом безупречного этического поведения врача.

Древнегреческие врачи изготавливали и применяли порошки, лепешки (концентраты-полуфабрикаты), жидкие лекарственные формы: припарки, супы; похлебки с приправами; отвары в воде, вине, козьем молоке; мелократ (мед с водой); оксимель (мед, вода, уксус); глазные лекарственные формы; мягкие лекарственные формы. Внутрь применяли так называемые кашки, пирожки, на­ружно — мази, пластыри, суппозитории в форме шарика, желу­дя, свечи; пессарии. Основами для мазей служили мед, масла, сало свиное, сгущенные соки и отвары в воде или вине.

Некоторые древнегреческие лекарственные смеси трудно от­нести к определенной лекарственной форме. Характерно, что мно­гие широко применявшиеся средства — мед, масла, соки расте­ний — являлись «лекарственными препаратами» и одновременно жидкими и вязкими средами, корригентами вкуса и запаха, фор­мообразующими веществами.

Фармация Древнего Рима (VIII—V вв. до н. э.476 г. н. э. ).Во IIв. до н. э.

Рим стал покорять одно государство за другим, заим­ствуя у греков почти всё из области искусства, философии, на­уки, медицины, особенно в Восточной Римской, или Византий­ской, империи, просуществовавшей до 1453 г.

Процесс взаимно­го влияния и обогащения медицины греческой и латинской по­шел особенно интенсивно после того, как Греция вошла в состав Римской империи (146 г. до н. э. ).

Развитие лекарствоведения в Древнем Риме также преемствен­но связано с древнегреческой фармацией. Применялись лекарствен-

ные средства в основном растительного происхождения, пепел животных, измельченные металлы (медь). Многие препараты были очень сложными по составу.

Например, некоторые пластыри со­стояли более чем из 20 ингредиентов, териаки (сложные кашки в виде тестообразной массы, состоящие из смеси растительных по­рошков с медом или другими веществами) — из 60.

Последние применялись вплоть до XX в., их использование прекратилось в связи с нестойкостью при хранении.

Лекарства предпочитали применять в сыром виде или подвер­гали относительно примитивной обработке. Их совокупность на­зывалась «материа медика». В чистом виде использовали, напри­мер, кровь (собаки, гиены, козленка), клопов, паутину и т. п.

Широко распространены были лекарственные формы:

порошки, которые применяли внутрь и наружно в виде при­сыпок, при их изготовлении использовали пепел, полученный при сжигании животных, птиц, моллюсков, измельченной меди и оксида меди и др.;

жидкие лекарственные формы (растворы, взвеси, соки, отва­ры, смеси масел, воды, меда, уксуса). Готовили не только вод­ные, но и винные, уксусные отвары. Смешивая равные количе­ства морской, дождевой воды и меда, получали, например, талассомель — мягкое слабительное средство;

глазные лекарственные формы, способы изготовления кото­рых не были специфичны, но указывалось, что чем сильнее вос­пален глаз, тем более смягчающим надо сделать лекарство. Для этого применяли яичный белок или женское молоко;

мягкие лекарственные формы, которые изготавливали как для внутреннего, так и для наружного применения. Например, для внутреннего применения использовали пастилки, пилюли, для наружного — мази, пластыри, компрессы, ароматические лепеш­ки, суппозитории, припарки.

Примером мази может служить мазь для лечения язв, в состав которой входили: коровье масло, теля­чий мозг, телячье сало, гусиный жир, воск, мед, смола теребинтного дерева (Pastacia terebinteus), масло розовое, масло египет­ской клещевины.

Все компоненты прописи приводили в жидкое состояние, потом смешивали, одновременно растирая.

В этот период значительное развитие получила косметика: в большом количестве изготавливались зубные порошки, пома­ды, средства для волос и др. Совершенствовали средства механи­зации процесса приготовления лекарств: начали применять вин­товой пресс и другие мелкие приспособления.

Древнеримские ученые внесли большой вклад в развитие ме­дицины и фармации.

Диоскорид Педаний (I в. н. э. ) в сочинении «О лекарственных средствах» описал все известные к тому времени лекарства расти­тельного, животного и минерального происхождения (более 900),

сгруппировал по морфологическим признакам свыше 500 расте­ний. Труды Диоскорида пользовались непререкаемым авторите­том вплоть до XVI в.

Большое значение имели энциклопедические труды Авла Кор­нелия Цельса и Плиния Старшего. Цельс создал энциклопедию «Искусства», в составе которой книги с VI по XII — «О медици­не». Первое печатное издание вышло в 1478 г. и с тех пор переиз­давалось более 70 раз.

В обзоре истории медицины Цельс отме­тил, что после Гиппократа произошло разделение медицины на три части: «Одна лечит образом жизни, другая — лекарством, третья — хирургическим путем».

Первую часть называли диети­ческой, вторую — фармацевтической, третью — хирургической.

Плиний Старший (23 или 24 — 79 гг. н. э.; род. в Северной Италии) — автор 37-томного труда энциклопедического харак­тера «Естественная история». Сокращенный текст «Естественной истории» известен под названием «Медицина Плиния». Плиний Старший был государственным деятелем, историком, писате­лем, он погиб, участвуя в спасательных работах при извержении Везувия.

Труды Клавдия Галена (ок. 130 —ок. 200 гг. н. э. ) пользовались огромным авторитетом, который сохранился на протяжении 15 столе­тий после его смерти.

Он был продолжателем дела Цельса, стре­мившегося к отделению фармацевтической деятельности от ме­дицинской. Гален имел свою аптеку, при которой была мастерс­кая (завод, лаборатория) — officina.

Термин «галеновые препара­ты» появился спустя 13 веков при Парацельсе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_131022_meditsina-i-farmatsiya-drevnih-tsivilizatsiy.html

Для огородника