Акант — знак триумфа

Акант

Акант — знак триумфа

Мотив возник в античном искусстве. В стилизованном виде широко встречался в греческой, римской и византийской архитектуре, искусстве. За время своего существования акант как элемент орнаментики претерпел немало изменений, особенно активно акант изменялся в эпоху Средневековья и в Новое время.

Различают несколько видов аканта:

  • римский,
  • греческий,
  • византийско-романский,
  • готический и
  • завиток аканта эпохи Возрождения.

История орнамента Акант

Акант — слово, мало что говорящее человеку, не имеющему отношения к садоводству или архитектуре, хотя многие из нас, конечно, видели его изображение.

Равно как и коринфская капитель может быть знакома даже тем, кому сам архитектурный термин особенно ничего не говорит. Многие видели его в учебнике истории на картинке, многие зарисовывали этот архитектурный орнамент на уроках рисования в школах.

Но, конечно, все мы видели его на величественных колоннах зданий сталинских времен.

В основе изображения — самое реальное растение. Легенда о происхождении коринфской капители, рассказанная Витрувием, гласит: «Некая девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, вдруг заболела и умерла.

После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни, как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа.

Тем временем, с наступлением весны, корень аканфа, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разросшись по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «кататехнос», проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинку и на нежность обросших ее молодых листьев.

Восхищенный новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера» (Витрувий, кн.4, гл. 1)

Из словаря. Ака́нт (лат. Acanthus от греч. ακανθος) — род растений семейства Акантовые, произрастающих в тропических и субтропических регионах Старого Света, с наибольшей видовой плотностью в регионе Средиземноморья и Азии.

Аканты — многолетние травянистые растения, реже полукустарники, высотой от 40 см до 2 м, с колючими листьями. Цветки у этих растений белые или пурпурные, собраны в кисть.

У этого средиземноморского растения нет русского названия, хотя в литературе по садоводству 19 века можно встретить название «медвежья лапа», являющееся буквальным переводом с аптечной латыни — Branca ursina. Иногда используются варианты «медвежьи когти» и «остролист».

Древние греки считали, что акант растет на могилах героев. Они видели в этом растении знак триумфа и преодоления жизненных испытаний — шипов и колючек. Так и появился орнаментальный мотив на коринфских капителях.

В архитектуре словом «акант» стали называть скульптурное или рельефное украшение в виде стилизованного растения аканта.

Акант колючий (acanthus spinosus) с узкими острыми лопастями, дающими резкую тень, предпочитали в изображениях в Древней Греции, а акант мягкий (acanthus mollis), чьи широкие, тупые и несколько вогнутые в разрезе листья, дающие богатую светотень, часто использовали в постройках Древнего Рима. Римляне сделали акант элементом пышной капители коринфского ордера. Такая декоративная капитель была популярна и позднее, в архитектуре Итальянского Возрождения и стиля Барокко.

Орнамент акант в Средиземноморье олицетворял жизнь, бессмертие, рог растущей луны, почитание изящных искусств.

В средневековом искусстве изображение листьев аканта ассоциировалось с чертополохом и терновым венцом, напоминающим о страданиях Христа. Поэтому такой мотив был одновременно символом жизни, динамики, роста и осознания греха, боли, сострадания к ближнему.

Именно такой смысл, параллельный письменному тексту, приобрел мотив аканта в книжной миниатюре средневековья. Отсюда акант — символ Вечной жизни и бессмертия души. Подобная символика усиливалась древним поверьем в то, что лист аканта — это рог растущей луны. Поэтому характерную форму листа аканта мы видим в короне, эфесе шпаги, геральдике.

Лист аканта, вероятно, как символ жизни, движения, — атрибут аллегории почитания изящных искусств.

Орнаментальная декоративность этого растения воплощалась и продолжает воплощаться в самых неожиданных предметах. Форма аканта очень динамична и пластична. Эти качества обеспечили ее долгую жизнь в мировой архитектуре и искусстве с древних времен и до сегодняшних дней.

Источник: https://lepnostyle.ru/ornamenty-lepniny/akant

Акант — знак триумфа

Акант — знак триумфа

Перейти на неадаптивную версию сайта Первое упоминание о растении Акант встречается в архитектурных памятниках Древней Греции. Его разлапистые листья, снабжённые многочисленными острыми концами, вдохновили скульптора на создание коринфского архитектурного ордера, характерной особенностью которого является колоколообразная капитель, украшенная листьями Аканта.

Вдохновляющий Акант

Художники всех времён черпали свои творческие идеи из природы. В V веке до нашей эры греческий ваятель по имени Каллимах изобрёл новый архитектурный ордер, которому присвоили название «Коринфский», поскольку скульптор был родом из Коринфа.

Отличительной особенностью нового вида архитектуры стала колокообразная капитель. Так называют венчающую часть колонны, которые так обожали возводить древние греки, воздавая почести богам. Капителем венчали колонны храмов и древние римляне, и древние египтяне.

Они могли быть выполнены в форме лотоса или стилизованных пальмовых листьев. Прообразом коринфской капители стала круглобокая корзина с вещами умершей девушки, оставленная на могиле её кормилицей.

Прогуливающийся по кладбищу Каллимах заметил корзину, которая была увита побегами Аканта, буйно разросшимся в юдоли печали. Эта картина сподвигла скульптора на создание капители новой формы, украшенной двумя рядами листьев Аканта.

Род Акант

Около полусотни видов травянистых многолетников и полукустарников объединяет род Акант (Acanthus). Красота листьев растения была навеки запечатлена в орнаментах, которыми украшали различные архитектурные детали построек античности. А мощные длинные шипы Аканта являются греко-римским символом триумфа и преодоления жизненных испытаний.

Разновидности

* Акант колючий (Acanthus spinosus) — именно с этого вида срисовал орнамент для капители древнегреческий зодчий.

Мощное метровое растение покрыто колючими листьями, похожими на след лапы дикого рослого медведя, Лиловато-белые цветки с прицветниками зелёного цвета образуют крупное колосовидное соцветие.

* Акант мягкий (Acanthus mollis) — самый популярный в культуре вид. Высокий стебель (до 90 см в высоту) покрыт длинными глянцевыми овальными листьями и распускающимися летом лиловато-розовыми цветками.

* Акант длиннолистный (Acanthus longifolius) — по высоте стебля не отличается от популярного вида, вырастая до 90 см. Лиловатые соцветия распускаются в начале лета. Тёмно-зелёные листья глубоко изрезанные, с волнистым краем и внушительной длиной.

*Акант балканский (Acanthus balcanicus) — интересен сорт «Длиннолистный» со светло-розовыми с сиреневым оттенком цветками и черешковыми листьями, состоящими из широких яйцевидных долей, соединяющихся у черешка.

* Акант падуболистный (Acanthus ilicifolius) — иначе называют Акантом остролистным. Невысокий кустарник, растущий по берегам водоёмов (морей, болот, озёр) в странах Восточной Азии и в Австралии. Обладает целительными способностями, помогающими при ревматизме и астме.

Выращивание

Аканты хороши в одиночных посадках, либо маленькими группами, при выдерживании расстояния между отдельными особями от 60 до 90 см, в зависимости от вида.

Уроженец тропиков предпочитает полутень, плодородную, хорошо дренированную почву, которую желательно удобрить при посадке минеральным и органическим удобрением с высоким содержанием азота.

В период активной вегетации требует регулярного полива, который должен быть более обильным в засушливый период лета. Выдерживает низкие и высокие температуры. Отцветшие цветоносы, повреждённые или пожелтевшие части растения удаляют.

Размножение

Размножают весенне-летним посевом семян, либо делением куста в период с октября по первый месяц весны.

Враги

Акант довольно стойкое растение, само справляющееся с вредителями и болезнями. При плохой агротехнике (переувлажнённая или слишком плотная почва) может поражаться грибками, провоцирующими гниль корней.

ТатаДм ТатаДм
статьи:  +9
Код для вставки

на тему «Садовые цветы»

Расскажите о нас друзьям: Самый крупный красный помидор Гладиолус

Перейти на неадаптивную версию сайта

В данной группе предусмотрено обсуждение проекта, высказываются предложения по улучшению работы проекта, а также сообщаем об ошибках. Вступление: открытое     Записи в сообществе видны: всем
Почему-то скачут смайлики, даже вставленные в текст они то появляются, то исчезают, а если надо выбрать интересующий смайлик, то вообще можно не дождаться его появления. Пустая страничка ( ( ( в рубрике Административное Доброго денечка.Собственно в заголовке суть вопроса.Вторую неделю наблюдаю такую картинку на ПЛАНШЕТЕ!!!На компе проблем нет!!!Не могу зайти на страничку, не могу написать в личке, не могу поздравить друзейПроблема решается чисткой истории.На яблочных планшетах чистится сразу ВСЯ история, а это значит, что стираются и пароли сайтов, которые нужно после чистки набирать зановоПРОШУ РЕШИТЬ МОЮ ПРОБЛЕМУ Если пропали текст и фото из записи Добрый вечер, дорогие Асиендовцы!На сайте проводились работы, вследствие чего произошел сбой, из некоторых записей пропали фото и текст.Если обнаружили подобную ошибку, вставляйте в комментарии ссылки, я буду исправлять. Рекламные ролики на Асиенде в рубрике Просьба, пожелание Сегодня зашёл на Асиенду и за час был вынужден 4 раза посмотреть примитивный ролик, где хоккеист Малкин рекламирует какую-то ерунду. Как же рекламу все ненавидят! И ведь никто её не смотрит! Пока этот ролик не большой, но лиха беда — начало.Я понимаю, что за это владельцу сайта кто-то что-то платит и, говорят, не хило. И значит рекламы на Асиенде будет всё больше и больше? Раздражает — не то слово. И вот ключевой вопрос: а наши мнения и предложения ничего не значат? Предложения по улучшению сайта в разделе «Ваша страница» — «Альбомы» Сегодня сделал у себя новый альбом. Несколько фото потребовалось удалить. Казалось бы чего проще: навёл курсор на фото, нажал правую клавишу, нашёл команду «Удалить» и всё? Ну, как обычно, как везде. Как бы не так! Я всё-таки нашёл как удалять, но зачём же всё усложнять и делать «через заднее крыльцо»?Также непросто переместить фото внутри альбома. Когда фото 5-10 штук — вопросов нет. У меня около сотни получилось. Голову можно сломать… Читать далее»

Расскажите о нас друзьям: Самый крупный красный помидор Гладиолус

Источник: https://www.asienda.ru/sadovye-cvety/akant-znak-triumfa/

Акант: язык цветов, язык искусства. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Акант — знак триумфа

Акант – название, которое мало что говорит русскому человеку, далекому от садоводства или архитектуры, хотя большинство из нас наверняка видели его изображение. Так же как и коринфская капитель известна даже тем, кому этот архитектурный термин ничего не говорит. Кто-то видел изображение этого архитектурного орнамента на картинке в учебнике истории,

 кто-то, более приобщенный к искусству, зарисовывал его на занятиях по рисованию,

а большинство – на колоннах зданий, построенных в сталинские времена. Я тоже была заворожена декоративной пластикой этих листьев, но как-то не задумывалась, что в основе изображения – вполне реальное растение.

Вот рассказанная Витрувием легенда о происхождении коринфской капители: «Некая девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла.

После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни, как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла к гробнице и поставила на могилу; а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа.

Тем временем, с наступлением весны, корень аканфа, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют.

В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «кататехнос», проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинку и на нежность обросших ее молодых листьев.

Восхищенный новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера» (Витрувий, кн.4, гл. 1) 
Итак, обратимся к словарям: Ака́нт (лат. Acanthus от греч.

ακανθος) — род растений семейства Акантовые, произрастающих в тропических и субтропических регионах Старого Света, с наибольшей видовой плотностью в регионе Средиземноморья и Азии. 
Аканты — многолетние травянистые растения, реже полукустарники, высотой от 40 см до 2 м, с колючими листьями. Цветки белые или пурпурные, собраны в кисть. 
Как такового русского названия у этого средиземноморского растения нет, однако в садоводческой литературе ХIX века можно встретить его под названием «медвежья лапа», которое является буквальным переводом с аптечной латыни — Branca ursina.  

Под этим именем в средние века и позднее листья и корни а. мягкого в качестве обволакивающего и смягчающего средства употреблялись при поносах, кашле, ожогах. Иногда попадаются варианты «медвежьи когти» и «остролист».

Акант растёт на могилах героев — считали древние греки.  Они же видели в нем знак триумфа и преодоления жизненных испытаний — шипов и колючек. Так появился орнаментальный мотив на коринфских капителях.

 Словом «акант» называется скульптурное или рельефное украшение в виде стилизованного растения — аканта.

 Акант колючий (acanthus spinosus) с узкими острыми лопастями, дающими резкую тень, предпочитали в изображениях в Древней Греции.

Широкие, тупые, несколько вогнутые в разрезе листья аканта мягкого (acanthus mollis), дающего богатую светотень, часто употребляли в постройках Др. Рима. Они сделали его элементом пышной капители коринфского ордера. Такая капитель была особенно декоративна, она использовалась и позднее, в архитектуре Итальянского Возрождения и стиля Барокко.

В Средиземноморье в аканте видели Жизнь, бессмертие, рог растущей луны, почитание изящных искусств. А форма аканта необычайно пластична и динамична. Все это и обеспечило ее долгую жизнь в искусстве.

В средневековом искусстве изображение листьев аканта ассоциировалось с чертополохом и терновым венцом, напоминающим о страданиях Христа.

Поэтому такой мотив был одновременно символом жизни, динамики, роста и осознания греха, боли, сострадания к ближнему.   

Именно такой смысл, параллельный письменному тексту, приобрел мотив аканта в книжной миниатюре средневековья.

Отсюда акант — символ Вечной жизни и бессмертия души. Подобная символика усиливалась древним поверьем в то, что лист аканта — это рог растущей луны. Поэтому характерную форму листа аканта мы видим в короне, эфесе шпаги, геральдике.

     Лист аканта, вероятно как символ жизни, движения, — атрибут аллегории почитания изящных искусств.

Как видим, орнаментальная декоративность этого растения воплощалась и продолжает воплощаться в самых неожиданных предметах.  

    
В языке цветов Акант (Медвежья лапа) значит – искусство. 

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4408052/post197504463

Джек Тресиддер. СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ (2)

Акант — знак триумфа

      АГАТ       Драгоценный камень, приносящий удачу. Высоко ценится с античных времен. Иногда агат связывают с Луной, иногда с Меркурием. Агат символизирует такие качества, как стойкость, удачливость и любовные победы. Фольклор приписывает агату способность оберегать от оружия.

      АИСТ

      На Востоке — популярная эмблема долголетия, а в даосизме — бессмертия. Во многих культурах аист символизирует дочернюю и сыновнюю преданность из-за поверья, что аисты кормят своих родителей, как и своих детей. Эта трогательная забота и ассоциация с новой жизнью (аисты прилетают весной) явились причиной того, что аист стал священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны) — покровительницы кормящих матерей. Именно эта традиция легла в основу бытующего на Западе поверья, что аисты приносят младенцев. В искусстве аисты часто изображаются запряженными в колесницу бога Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змей. В христианской иконографии аисты символизируют чистоту, благочестие и воскрешение.

      АКАНТ (Медвежья лапа) Греко-римский знак триумфа и преодоления жизненных испытаний, символом которых и являются длинные мощные шипы этого растения. Стилизованное изображение листьев аканта на капителях коринфского ордера связано с греческим мифом о том, что акант вырастает на могиле героя.

      АКАЦИЯ       Символ бессмертия, особенно в иудейской и христианской традициях. Акации твердых пород (Shittah) использовались при сооружении рак и дарохранительниц в храмах. Некоторые полагают, что именно из акации был сплетен колючий венец Иисуса Христа. Красные и белые цветы акации символизируют двуединство жизни и смерти. Суковатая палка из акации применялась масонами в церемониях посвящения и в качестве траурного атрибута. Эта традиция восходит к библейской истории о Хираме, зодчем царя Соломона. Ученики Хирама, убившие его за отказ делиться секретами мастерства, бросили ему на могилу ветку акации.

      АЛКОГОЛЬ

      Символизирует жизненную энергию; знак, объединяющий в себе противоположные элементы Огня (мужское начало) и Воды (женское начало). В алхимии — вода жизни (Aqua Vitae). Алкоголь также связывают с созидательной энергией и мудростью.

      АЛЛИГАТОР, см. КРОКОДИЛ.

      АЛХИМИЯ       Древний технологический символ совершенствования человеческой души. Алхимики первоначально пытались преобразовать основные металлы в золото и серебро; позже — найти универсальный растворитель, лекарство или эликсир жизни, изготовленный из четырех основных элементов — земли, огня, воздуха, воды, к которым добавлялся пятый, называемый квинтэссенцией (от латинского «самое важное»). Этот процесс был описан символами, взятыми из философии, астрологии, мистицизма и религии, — частично для использования приписываемых этим символам мистических сил, частично для защиты от непосвященных. Цвета черный, белый, красный и золотой символизировали профессиональные приемы: переход от твердого состояния вещества (которое связывали с первородным грехом и первичным состоянием материи) к дистилляции (очищению). Хотя шарлатаны преобладали среди алхимиков, серьезные представители этого цеха работали с чувством духовной цели, веря, что Божественное вмешательство поможет им в достижении успеха.

      АЛЬБАТРОС

      Бремя вины; символ, впервые появившийся в «Сказании о старом мореходе» С. Т. Колриджа (1772-1834), в котором убийство альбатроса нарушает древнее морское табу. Традиционно считалось, что увидеть альбатроса — хороший знак; сила и выносливость альбатроса восхищали настолько, что в фольклоре он олицетворяет души умерших моряков.

      АЛЬФА И ОМЕГА

      Символ целостности; происходит от первой и последней букв греческого алфавита А и Q; употребляются всегда вместе. «Символизируют единство, целостность пространства, времени и духа. Изображаемые на христианских крестах, они напоминают о словах Христа «Я есмь Альфа и Омега» (Откровение Иоанна Богослова); на могилах — знак принятия того, что Бог есть начало и конец.

Переплетенные буквы альфа и омега с короной

АМАРАНТ, щирица (Amaranthus gen.) Долгоцветущее дерево, изображаемое на греческих могилах и скульптурах как символ бессмертия. Амарант связывали с культом Артемиды и приписывали ему лечебные свойства. В Китае его цветы приносили в виде символического дара лунному зайцу на Празднике Луны как знак бессмертия.

      АМЕТИСТ       Кварцевый драгоценный камень, символизирующий умеренность, покой, смирение и благочестие, характерные для Эры Водолея. Аметист носили епископы из-за бледно-фиолетового или бледно-лилового цвета, соответствующего их одеянию. Греки верили, что аметист способствует трезвости (amethustos — «не пьянящий»).

Считалось, что как талисман эти камни помогают воплощению добродетельных желаний.

      АМИНЬ

      Торжественное подтверждение (на иврите означает «правдиво» или «истинно»). В христианстве имеет такую же символическую силу, как и священная индуистская мантра Ом (или Аум) — воплощение в звуке божественного духа, призываемого на помощь молящимся.

      АМУЛЕТ

      Благотворная сила. Предполагалось, что предмет, используемый как амулет, иногда естественного происхождения, иногда резной медальон или кулон, создавал магическую связь между его владельцем и символической силой, которую он в себе содержал.

      АНГЕЛЫ

      Человекоподобные крылатые создания, которые отождествлялись с божественной волей. Возможно произойдя от древнеегипетских и древнесемитских крылатых божеств, ангелы в некоторых религиях являются посредниками между материальным и духовным уровнями; их символика была тщательно разработана в исламском, иудейском и особенно христианском вероисповеданиях. Атрибуты ангелов в искусстве включают трубы, арфы, мечи, кадила, скипетры или жезлы. Ангелы появляются в ролях вестников (греческие «angelos»), воителей и, в более современных представлениях, охранников или защитников — как в 1914 г. видение Ангела Монса, отражающее стремление людей к личной безопасности. Иерархия ангелов была предложена в пятом столетии псевдо-Дионисием Ареопагитом в труде «О небесной иерархии» и предполагала другое толкование — стремление к порядку как на божественном, так и на социальном уровнях. По мере приближенности к Богу ангельские ранги расположены традиционно так: шестикрылый серафим (красный) и херувим (голубой), ангелы начальства, ангелы власти, ангелы господства, ангелы силы, ангелы престольные, архангелы. Греческие философы считали, что ангелы управляют звездами и появились из некой эфирной субстанции, но в христианской иконографии они были неизменно нематериальными, изображались с головами, увенчанными крыльями, или, как в фривольном искусстве барокко, в виде купидонов (putti). Падшие ангелы, ведомые сатаной, символизируют грех гордыни.

      АНДРОГИН (ГЕРМАФРОДИТ)

      Божественная целостность — древний символ, происходящий из широко распространенного раннего культа богов, которые были одновременно и мужчиной и женщиной. Китайский символ философской системы «инь — ян», согласно которой все противоположности дополняют друг друга, образуя неразрывное единство. В философии Платона, суфийском мистицизме и греческой, египетской, дальневосточной мифологиях, в мифологии аборигенов и американских индейцев доколумбовой эпохи андрогинное состояние считалось первоначальным состоянием человека, а сам Адам — сочетавшим в себе и мужчину и женщину.

      Андрогин был также алхимическим символом, воплощавшим единство — цель алхимии. Общественные представления противоречили этому идеалу, особенно практике обрезания и усечения клитора, представляющей собой попытку уничтожить сексуальные различия.

Любовь и брак рассматривались как более практический способ достижения единства (целостности). В греческой мифологии их символизировал Гермафродит, который был так пламенно любим нимфой Салмакидой, что она слилась с его телом.

Отсюда и происходит понятие гермафродит (в строгом биологическом смысле — особь, которая имеет и мужские, и женские органы).

Алхимическое изображение андрогина (XVIII в.)

АНЕМОНЫ       Быстротечность жизни, хрупкость, печаль, горе, смерть, девственность — символы, основанные на недолговечной природе этого дикого цветка, его красных лепестках и его названии (означающем «из ветра»). Анемоны отождествляются с библейскими «цветами полей» и иногда появляются в изображениях сцены Распятия. В греческом мифе анемоны стали символом смерти бога Адониса — они выросли на месте его гибели.

      АНК (ЕГИПЕТСКИЙ КРЕСТ)

      Крест с петлей, символ бессмертия (соответствует древнеегипетскому символу жизни, или души). Воспринят коптской христианской церковью в качестве знака вечной жизни во Христе. Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство мужского и женского начал или других противоположностей, а также как ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.

Египетский крест — анк с наложенным солнечным символом (папирус, II тысячелетие до н. э.)

АНТИЛОПА       Грация, скорость, острота зрения, духовный идеал и средство передвижения для богов как в африканской, так и в индийской традициях.

Для бушменов в Южной Африке антилопа была воплощением высшего существа — создателя мира Кагна, а в Мали — центральным героем религиозного культа, одарившим людей навыками земледелия.

Газель является спутником Ваю, иранского и индийского божества воздуха и ветра. Согласно исламским представлениям, ее красивые глаза символизируют созерцательную жизнь.

      АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ)

      Любовные воспоминания. Происходит от французского слова «pensee». Некоторые исследователи усматривали весьма изощренную связь между этим символизмом и числом пять — количеством лепестков у этого цветка. Такой символизм лепестков, скорее всего, был основан на их сердцеобразной форме и «сердечной» тоске.

      АПЕЛЬСИН

      Плодородие, великолепие, любовь. Цветы апельсинового дерева — древний символ изобилия, используемый в венках невест. Эта традиция долгое время существовала и в христианских странах, но означала целомудрие. Апельсинами были, возможно, «золотые яблоки» Гесперид — связь с заходящим солнцем. Оранжевый цвет апельсинов ассоциируется с огнем и роскошью, кроме буддийских стран, где оранжевые одежды монахов символизируют смирение. В искусстве младенец Христос иногда держит апельсин, как символ искупления грехов, так как полагали, что апельсин мог быть запретным плодом Древа Познания добра и зла. Апельсины принято есть во второй день китайского Нового года, как залог богатства и успеха.

      АРАБЕСКА

      В исламском искусстве основной визуальный символ трудного и сложного пути к высшей истине. Декоративный линейный стиль базировался на переплетенных цветах, листьях и стеблях — это блестящая уловка позволяла обойти запрет на изображение людей и животных и создать некий магический узор, бесконечный в своем многообразии и помогающий в религиозной медитации.

      АРБУЗ

      В Юго-Восточной Азии арбуз (как и гранат), из-за большого количества семян, находящихся внутри его, был символом плодородия. Отсюда и значение вьетнамского свадебного обычая — дарить невесте и жениху семена арбуза.

      АРКА

      Триумфальное сооружение, изобретенное римскими строителями; в более древние времена ассоциировалась с куполом неба и верховным греческим богом — Зевсом. Ритуальное прохождение под аркой символизировало окончание определенного этапа жизни и начало нового (отсюда и традиция прохождения молодоженов под аркой).

      АРФА

      Чистота и поэтичность — инструмент ангельского хора, царя Давида; также символ превосходства кельтского мира (отсюда арфа — эмблема Уэльса). Дагда, великий бог-отец, играл на волшебной арфе. Из струн арфы была сделана лестница — символ восхождения в рай в норвежских и исландских балладах. На панно «Ад» в картине Босха «Сад земных наслаждений» (1495) арфа — запоминающийся образ душевных мук, представленный фигурой, распятой на струнах.

      АРХАНГЕЛЫ

      Ангельский чин с присущим только ему символизмом*. Наиболее часто встречается в искусстве и литературе архангел Гавриил — Божий посланец Благовещения, который держит в руках лилии или же скипетр, увитый лилиями; архангел Михаил — воин-защитник добродетели и вершитель Правосудия, держит в руках меч или весы; архангел Рафаил — защитник детей, путешественников и паломников, держит в руках посох. Еще одним архангелом, по преданиям, является Уриил.

      АСПИД, см. КОБРА.

      Символизм — представление вещей и понятий посредством символов. — Прим. ред.

К титульной странице Вперед Назад

Источник: https://www.booksite.ru/localtxt/tre/sid/der/tresidder_d/slovar_sim/2.htm

Для огородника